Нормы развития речи
+7 (727) 227-98-98; +7 (727) 227-95-61
мкр. Кок-Тобе-2, улица Асета Найманбаева, 91

koktobebala.kz

Клуб для родителей Логопед Нормы развития речи
Нормы развития речи Печать

Все в порядке? Такой вопрос часто задают себе родители. По данным логопедов, зачастую сомнения и страхи связаны именно с развитием речи малыша: он говорит мало слов, его речь не связная, родители не понимают, что он говорит и так далее. Но для любых выводов нужна точка отсчета. Поэтому ниже предлагаются нормы развития речи ребенка, которые можно взять за основу. Ниже представлены нормы развития речи. Эти этапы проходят малыши, чьи родители не занимаются развитием ребенка специально, это естественный онтогенез развития речи и возможны незначительные возрастные отклонения, как в одну, так и в другую сторону. Очертив границы нормы развития речи, вы будете знать, чего ожидать от вашего ребенка. Надеюсь, это снимет некоторые сомнения и страхи.

Новорожденный (0-1 месяц)

Крик. Ребенок реагирует на обращенную к нему речь, на интонацию (на ласковую – радуется, на резкую – плачет).
 Грудной возраст

1-3 месяца

Примерно к 2 мес. Появляется гуление, т.е. ребенок издает отдельные звуки и прислушивается к ним (а-а-а, о-о-о, м-м-м). Все дети мира гулят одинаково и не отражают особенностей той языковой системы, к которой принадлежат (дети англичан, русских, японцев и т.д.)
3-6 месяцев

 С 3 мес. у малышей развивается лепет (агу-гу, ба-ба-ба и т.п.). В этот момент ребенок начинает усваивать определенные фонетические нормы «своей» языковой системы.

6-9месяцев

Начиная с 6 мес. малыш активно путем подражания произносит отдельные слоги (па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма и т.п.). Ребенок способен повторить за взрослым разнообразные сочетания звуков.
Ребенок связывает определенные звукосочетания с предметами (мяу-мяу – кошка, гав-гав – собака, тик-так – часы и т.п.). В это время необходимо создать наиболее благоприятные условия для развития речи.

                         К таким условиям можно отнести следующее:
1) Старайтесь не включать телевизор для фона. Последние исследования в области детской речи выявили, что постоянно работающий телевизор, радио и т.д. могут являться причиной задержки речевого развития детей.
2) После года не разговаривайте с ребенком на языке «мам и нянь», например, «гуля» - голубь, «ням-ням» - кушать.
3) Разнообразьте свою речь, вводите новые слова, следите за своим произношением, за чистотой собственной речи.

9месяцев-1 год

К концу 1 года появляются первые слова. Их количество варьируется от 2 до 10. Ребенку для произношения к году доступны следующие звуки: а, у, и, п, б, м.

Таким образом, заканчивается подготовительный этап развития речи.

Ранний период (от1 до 3 лет)

С появлением первых слов начинается этап развития активной речи.
Ребенок с огромным удовольствием повторяет за взрослым и сам произносит слова, при этом он может путать и искажать звуки и слова. В начале пути активного усвоения речи ребенок использует обобщающую функцию слова (например, слово «киса» может означать «киса моется», «киса пришла», «киса мяукает» и т.д.). Такая речь обусловлена ситуацией и сопровождается жестами, мимикой.
К полутора годам словарный запас ребенка увеличивается до 100 слов, в речи появляются простые предложения.
К концу раннего возраста словарный запас увеличивается до 1500 слов. В своей речи малыш использует сложные предложения, появляются союзы: когда, потому что и т.п. Речь детей трехлетнего возраста очень интересна: они образуют новые слова, произносят интересные словосочетания – все это свидетельствует о том, что малыш развивается.
Ребенку в 2 года для произношения доступны следующие звуки: о, н, т’, д’, т, д, к, г, х, в, ф. К 3 годам к ним присоединяются й, л’, э, с’. В данном возрасте малыш еще физиологически не готов произносить сложный звуки. Ему необходимо, что называется «набить язычок».


 Дошкольный период (от3 до 7 лет)

В 3 года словарный запас дошкольника может составлять до 3000 слов. Он постепенно увеличивается, совершенствуется. Практически у всех детей наблюдаются недостатки произношения.  В 5 лет у ребенка проявляется способность к монологической речи, т.е. ребенок может составить короткий пересказ сказки или составить рассказ по картинке. В 3-4 года в речи ребенка должны появиться звуки ы, с з, ц. И в возрасте от 3 до 5 лет появляются звуки ш, ж, ч, щ, л ближе к 6 годам появляются р, р’. К 7 годам ребенок правильно строит любые предложения, произносит любые звуки.
Речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка, при этом она важна сама по себе. Многочисленные исследования ученых в области психологии, логопедии, дефектологии указывают на то, что речь неразрывно связана с другими психическими процессами (память, внимание, воображение и особенно мышление). К большому сожалению, именно нарушения речи являются наиболее распространенными и требуют своевременного вмешательства специалистов, в частности логопеда.

Поэтому при возникновении сомнений в развитии речи своего ребёнка необходимо получить консультацию специалиста, который даст соответствующие рекомендации.

 
Авторизация

               Контакты


Designed by Koktobebala.kz © 2018 koktobebala.kz.